Вторник, 07.05.2024, 01:54
Педсовет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Материал к педагогическому совету [8]
Коррекционная педагогика [5]
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование мультимедийных технологий в преподавании биологии. Медиа-урок как пример внедрения новых информационных технологий в образ
  Использование мультимедийных технологий в преподавании биологии. Медиа-урок как пример внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.

  Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных – новых информационных технологий (НИТ) , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
  Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.
   Сегодня пред учителем встают задачи огромного значения и объема – формирование информационной культуры учителей и учащихся. И здесь большие возможности для творчества учителя, и прежде всего, для организации под его руководством творчества учащихся. Огромные возможности компьютерной техники , гигантское многообразие культурной информации (Интернет, мультимедиабиблеотека) находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержания и традиционную классно-урочную технологию.
Существуют пути преодоления этих противоречий:
1) Радикальное изменение содержания и методов образования, отказ от урока в пользу самообразования, организация свободного культурно-образовательного путешествия в информационном пространстве;
2)Применение новых информационных возможностей к рамкам традиционного урока – введение мультимедийного урока. Современные программные средства обучения являются мультимедийными.
  Мультимедиа- область компьютерной технологии, позволяющая объединить в компьютере некоторые возможности других технических устройств ( видеоплейера, магнитофона, микроскопа и др.), что позволяет работать с программами, оснащенными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и другими аудио-видеоэффектами. «Восприятие информации обеспечивается сразу несколькими органами чувств, в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней».    Преимущества использования мультимедийных технологий в учебном процессе заключается в том, что современные МСО используют широкий набор различных типов данных, сетевое взаимодействие и использование объектов Интернет.
Это дает возможность :
· Осуществить индивидуальный подход;
· Повысить мотивацию к учению;
· Повысить эффективность и качество обучения;
· Сократить время на подготовку уроков учителям;
· Обучать дистационно.
  Что же такое медиа-урок и в чем его преимущества по сравнению с традиционными методами обучения?
Традиционные методы обучения Традиционные средства и их дидактические возможности Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ
Словесные: рассказ, беседа, объяснения, инструктаж Устное слово, печатное слово (учебники, учебные пособия, книги). Ведущее средство- живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. Подача текстовой информации с экрана. Сообщение знаний ( текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.
Наглядные: демонстрация опыта, приема работы с приборами, экранная демонстрация Натуральные объекты, модули, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы.Статичная демонстрация, наблюдение за неподвижными объектами. Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств.
Практические: упражнения, практические и лабораторные работы  Учебные задания для практической работы.Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ. Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов.
Методы контроля: Устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации. Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала Компьютерный инструктаж и контроль; быстрая и объективная оценка результатов; оперативная самооценка и коррекции результатов.
 
 

         
  Внедрение в технологии компьютерного обучения мультимедийных образов позволяет надеяться на использование всех важнейших способностей восприятия человека: в результате сокращаются затраты на подготовку -на 60% ; сокращение времени обучения на 40 % и повышается эффективность обучения на 30%.
   Появление мультимедийных технологий вывело взаимодействие компьютера и человека на новый уровень: сегодня ученик может просмотреть видеосюжет о различных явлениях, прослушать голоса природы, наблюдать физиологические процессы, стать участником экологической акции. Учитель на медиа-уроке играет ведущую и главную роль: он режиссер данного урока.
  Существуют конкретные технологии проведения мультимедийных занятий.
  Я в своей работе использую наиболее интересную и доступную- технология урока- презентации. Пользуясь готовыми электронными уроками или учебниками, какими бы совершенными они не были, некоторые важные учебные элементы могут выпасть из поля зрения. Задача учителя в данном случае - сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной цели. На смену наглядным пособиям (таблицам, схемам, рисункам в учебнике) приходят анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учителя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показывать не сразу , а в определенный момент. Компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в нужный момент. Овладев программой составления презентаций Power Point, учитель становится режиссером своего урока. Эта программа позволяет педагогу создать анимационный конспект урока, включать видео- и аудиофрагменты, изобразить в динамике какое – то явление, событие, провести эксперимент, смоделировать какой-либо процесс и т.д., что поможет ученику легче усвоить новый материал.
  Мультимедийный урок типа «Презентации» имеет значительные преимущества, в том, что информация в нем преподносится:
- графически выразительно (легче запоминается );
 - в сочетании с изображением, текстом и звуком (эмоциональное восприятие) и любым объемом информации.
  В течение нескольких лет использую такие мультимедийные уроки презентации по курсу «Анатомия человека» ( 8 класс), разработаны уроки по темам « Дыхание», «Строение и работа сердца» и др. в компьютерный урок включаю разный материал (текстовый, видеосюжет, схемы, иллюстрации).
 Исследования показали, что в ходе мулитьмедийного урока объем поданного и соответственно, усвоенного материала можно увеличивать без риска перегрузить учеников. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, график, звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания: память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей.
 Таким образом,
1) в этих условиях необходима роль: психолого-педагогического анализа компоновки урока;
2) рационального распределения учебного материала по категориям сенсорного воздействия на ученика.
3) Компьютер не может полностью заменить учителя, но помогает облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное. новое восприятие учебного материала.
4) Воспитательная функция мультимедийных технологий связана с формированием у школьников важных личностных качеств (аккуратность, ответственность, самостоятельность, творчество, коммуникативность). При компьютерном обучении каждый ученик получает возможность развития навыков исследовательской, в том числе моделирования биологических процессов разного уровня и направленности, разной степени сложности.
5) Можно утверждать, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера в учебный процесс.
  Анализ и обобщение результатов учебной и экспериментальной работы позволяет предположить, что при широком внедрении компьютеров в учебный процесс изменится сама технология обучения, а это приведет к пересмотру многих традиционных подходов в построении современного урока биологии.
                                Используемая литература.
 1. Основы современной компьютерной технологии. Под ред. Хомченко А.Д.
2. Шкаев А.В. Руководство по работе на персональном компьютере. Справочник. М.- Радио и связь,1994.
3. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии.- М.: АБВ,1997.
4. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие.-М.: АСТпресс,1999.
5. Шеина Т.Ю. Справочник пользователя. ГОУВПО «Пермский Государственный университет».- Пермь, 2005.
Категория: Мои статьи | Добавил: ЮльГенн (16.06.2010)
Просмотров: 5199 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Полезные ссылки
  • МОУ ООШ п.Бакшеево
  • Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского
  • Библиотека им.Ленина
  • Завуч.инфо
  • «Открытый урок» -фестиваль педагогических идей
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz