Пятница, 17.05.2024, 13:40
Педсовет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Материал к педагогическому совету [8]
Коррекционная педагогика [5]
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Основные вехи жизни и деятельности К.Д.Ушинского

Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательноая школа
п. Бакшеево



Основные вехи жизни и деятельности К.Д.Ушинского

Содержание
1.Введение………………………………………………………………………………………..3
2. Основные жизненные вехи и деятельности К.Д.Ушинского….5 3.Заключение………………………………………………………………………….……….9
4. Литература…………………………………………………………………………………11


Введение

Если весь славянский мир гордится Я.А. Коменским, Швейцария – Песталоцци, Германия – Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский. Имя К. Д. Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.
К. Д. Ушинский по праву считается создателем русской народной школы. На протяжении многих лет практической педагогической деятельности и исследования воспитательных систем и учреждений разных времен и народов, изучения реальных условий и факторов, благоприятствующих и мешающих школьному делу в России, великий русский. педагог наметил пути, продвигаясь которыми школа обретала прочные основы своего существования. Он указал школе ее действительное назначение: пробуждать в народе жажду познания, развивать его ум, вносить свет знания во все сферы жизни.
К. Д. Ушинский сформулировал теоретические принципы содержания общего образования, разработал методы развивающего обучения. С его именем связано широкое распространение в школах России звукового аналитико-синтетического метода, применение которого в несколько раз сокращало сроки обучения детей грамоте, облегчало труд учителя и ученика, придавая ему радость познания.
К. Д. Ушинским созданы «Родное слово»—учебник русского языка для первоначального обучения — и «Детский мир»— своеобразная энциклопедия элементарных, доступных пониманию ребенка знаний. Эти книги и методические материалы к ним многие десятилетия служили незаменимыми пособиями для учителей и родителей в повседневной практике обучения и воспитания. Педагогическое учение
К. Д. Ушинского строилось на знании закономерностей познавательной и воспитательной деятельности, и в этом его непреходящая ценность. Он внес неоценимый вклад в формирование педагогики как общественной науки, определил ее место в общей системе наук, ее характер и взаимодействие со смежными науками. В своем фундаментальном, не имевшем аналогов в мировой педагогической литературе труде «Педагогическая антропология» он рассмотрел физиологические механизмы психической деятельности, знание которых имеет первостепенное значение для воспитателя.
Как никто из педагогов, К. Д. Ушинский раскрыл роль человека в социальном, научном и техническом прогрессе общества, доказав при этом, что правильное воспитание способно умножить физические, интеллектуальные и нравственные силы человека. Он утверждал, что прогрессирующее развитие общества возможно только при условии организации целеустремленного воспитания подрастающих поколений. Осуществить же эту возможность призван учитель, дело которого, «скромное по наружности»,—«одно из величайших дел истории». Этому делу была посвящена и жизнь самого К. Д. Ушинского, полная самоотверженного труда, напряженных и плодотворных научных исканий.

Основные вехи жизни и деятельности К.Д.Ушинского.

Точная дата рождения К.Д.Ушинского не известна. По некоторым данным он родился на19 февраля 1823 г., а в 1824г. и даже в 1985. в Туле, в небогатой дворянской семье. Сразу сделать запись в церковную книгу местный кладбищенский смотритель по каким-то причинам не смог. Какое-то время мальчик жил вообще без документов. И только, когда возникла необходимость поступления в гимназию, документы были выправлены. Правда год (а может и два) ему приписали, так как мальчик отличался хорошими способностями и достаточными знаниями для обучения в школе. Отец его, Дмитрий Григорьевич, участник Отечественной войны 1812 г., отличившийся в Бородинском сражении, после выхода в начале 20-х гг. в отставку служил чиновником в различных гражданских ведомствах Тулы, Вологды, Новгорода-Северского и других городов России.
Мальчик любил слушать рассказы отца о сражениях русских войск и партизан против Наполеона, о пожаре Москвы. Первоначальным обучением будущего педагога руководила мать, Любовь Степановна, которая бережно относилась к любознательности ребенка, поддерживала и развивала его пытливую мысль. Новгород-Северская гимназия, где учился юный Ушинский, отличалась от других своим демократизмом и атмосферой уважительного отношения к науке. Этим она была обязана прогрессивной части своих учителей и особенно директору И. Ф. Тимковскому. Доктор права и философии, Илья Федорович Тимковский до Отечественной войны 1812 г. читал лекции по истории, словесности и российскому законоведению в Московском университете, который оставил по состоянию здоровья. В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.
По окончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. "Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - были его первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного значения". Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды. Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен.
Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. "Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой Ушинский. Начало педагогической деятельности К.Д.Ушинского совпало с подъемом общественного движения в России в середине 50-х годов XIX столетия. Но не только совпало. Его деятельность была вызвана и всецело обусловлена этим движением. К.Д.Ушинский вошел в педагогику, когда школа и педагогическая наука стояли перед необходимостью радикальных преобразований. Но всякая «историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их деятельности». В русской педагогике 60-х годов «историческая потребность» вызвала к жизни замечательную фалангу педагогов -шестидесятников. Их вдохновителем и идеологом стал Ушинский. Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе педагогической работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (1850—1854). Служба Ушинского в должности помощника столоначальника департамента не могла удовлетворить его ни материально, ни морально. С 1952 г. он занялся журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854 г.), а затем в «Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействиюдиректора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д. Ушинского по Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом инспектора этого института. Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятить себя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с произведениями западноевропейских педагогов. Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы. Уже в первый год работы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский пришел к выводу о том, что необходимо по-новому поставить обучение в начальных классах. Оно должно быть пропедевтикой к систематическому школьному учению. В этом плане он преобразовал постановку учебной работы.
Литературно-педагогическая и практическая деятельность Ушинского принесла ему славу лучшего педагога. Разносторонне и высокообразованный педагог, К. Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее материалистическому направлению. С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок "мужичек”. В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой. Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей : тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу "Родное слово” и "Руководство к преподаванию по "Родному слову” для учителей и родителей. ("Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение -”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку. Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. За несколько месяцев до смерти, находясь в Крыму на лечении, Ушинский посетил Симферополь, где проходил учительский съезд (1870). Ему была устроена бурная овация.
Учительство воздавало должное великому русскому педагогу. К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он на территории Выдубецкого монастыря в Киеве. Заключение Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними". И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох... Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц- зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты, премии и медали его имени присуждаются ученым. Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей. Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится. Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос... "Человек рожден для труда... Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека... Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями... Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека...
Труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека... Но труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна..." [5]
Проницательными были слова соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».[1]

Литература
1. Л.Н. Модзалевский. О народности воспит. По Ушинскому. «Памяти К.Д.Ушинского». СПб.,1869, с.162
2. Н.Г.Чернышевский Полн. собр. сочинен., т. III. М., 1947, с.183
3. Н.Г.Чернышевский Полн. собр. сочинен., т. III. М., 1947, с.302
4. Л.Фейербах. Избр. философ. Произв., т. II. М., 1955
5. К.Д.Ушинский. Собр. сочинен., т.10М.-Л., 1952, с.182.
6. Л.Н. Модзалевский. К биографии К. Д. Ушинского. По поводу его биографического очерка. Газ. «Кавказ», 1881, № 274, 281
7. В.Я.Стоюнин. Избр. пед. соч. М., 1954, с. 149
8. А.П.Медведков. Краткая история русской педагогики в культурно- историческом освещении. Пг., 1916, с. 114. 9. Н. К. Крупская.Пед.соч., т. 2. М.,Изд-во АПН РСФСР, 1958, с. 684.

Категория: Мои статьи | Добавил: ЮльГенн (15.06.2010)
Просмотров: 4139 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergmax  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/montazh-ferm-molodechno-dlya-zdaniya-trts/>ферма типа молодечно</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Полезные ссылки
  • МОУ ООШ п.Бакшеево
  • Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского
  • Библиотека им.Ленина
  • Завуч.инфо
  • «Открытый урок» -фестиваль педагогических идей
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz